Почему нас пугают, но притягивают, лиминальные пространства

14.10.2024

Столкнувшись с большими пустыми пространствами, обычно заполненными людьми, наш разум может счесть этот опыт тревожным из-за наших ожиданий "пространственного повествования". Эксперты могут объяснить увлечение социальных сетей этими так называемыми лиминальными пространствами с точки зрения психологии , архитектуры и городской среды.

Представим, что прошло несколько десятилетий с момента вашего последнего визита в начальную школу, и теперь она полностью пустует. Если бы вы прогуливались по пустым коридорам, вы, вероятно, нашли бы этот опыт странным, подобно тому, как мир увидел почти пустые улицы в городах в марте 2020 года из-за вспышки COVID-19. Большие пространства, обычно оживленные людьми, но по какой-то причине пустые, вызывают у нас особое чувство — будь то заброшенный торговый центр, безлюдная парковка или стадион на 70 000 мест без болельщиков.

Эта тревожная реакция обусловлена тем, что мы переживаем "отрыв от пространственных повествований" — историй, которые рассказывает нам данное пространство, объясняет Карло Ратти, профессор практики городских технологий и планирования в Массачусетском технологическом институте. Эти пространства, застывшие во времени без обычной суетливой энергии, подчеркивают глубокое влияние человеческого присутствия в спроектированной среде, отмечает Мили Киропулу, доцент Колледжа архитектуры и дизайна Джеральда Д. Хайнса при Хьюстонском университете.

Наши ожидания играют ключевую роль в этой тревожной реакции, добавляет Ратти. Когда привычные пространства внезапно лишаются обычной активности, это создает чувство дезориентации. Мы больше не видим ожидаемой жизни в этих местах, и это может вызвать странные чувства и даже когнитивный диссонанс. Когда ожидания не соответствуют реальности, география воспринимается по-новому, а отсутствие знакомых сценариев и актеров добавляет пугающей атмосферы, отмечает Ратти.

Психология пограничных пространств

Лиминальность представляет собой переживание разрыва с устоявшимися правилами и шаблонами. Как отмечает Ратти, свобода от традиционных пространственных повествований заставляет нас переосмыслить пространство и заметить ранее незамеченные детали, вызывая при этом дискомфорт, но также стимулируя творческий потенциал.

Отклонение от ожидаемой нормы может вызвать у некоторых чувство дезориентации, интриги или даже легкого беспокойства, поскольку оно бросает вызов привычному восприятию окружающей среды, объясняет Киропулу. Майкл Локвуд из Populous отмечает, что не все гигантские объекты вызывают такую же реакцию, приводя в пример грузовые суда, которые не обладают такой значимостью для человеческой психики.

Пороговое чувство, действительно, может требовать знакомства. Ратти утверждает, что ключ к переживанию граничных пространств заключается в четком понимании категорий, между которыми происходит перемещение. Пограничность возникает из отстранения от привычного, размытия обычных категорий в нашем сознании.

Общее воздействие сводится к памяти. Ратти подчеркивает, что пустые парковки или измененные школы, когда цвета краски уже другие, вызывают чувство диссонанса между прошлым состоянием и текущим восприятием.

Киропулу утверждает, что погружение в воспоминания и осознание разрыва между прошлым и настоящим может вызвать пороговое чувство. Даже в отсутствие конкретных воспоминаний, ожидания могут создать граничный опыт. Коллективное понимание и общие моменты формируют восприятие граничных пространств, делая их уникальными для людей.

Устрашающая искусственная атмосфера

Для успешного проектирования обширных пространств необходимо учесть универсально воспринимаемый набор подходов, учитывая, что каждый человек воспринимает окружающее пространство индивидуально. Наши восприятия могут адаптироваться к различным границам физической среды, будь то переполненный метро или арена, полная незнакомцев. Как отмечает Локвуд, эти изменения ожиданий могут вызвать некоторый дискомфорт.

Этот эффект также проявляется при нахождении на стадионе, окруженном тысячами людей. Локвуд подчеркивает уникальность этого опыта и влияние близкого контакта с множеством людей, что приносит уверенность и комфорт. В отсутствие этого контакта ума человек заполняет пространство предполагаемыми присутствиями людей.

Каждое взаимодействие с искусственной средой оставляет след в памяти. Воздействуя на ожидания и эмоции пользователей при перемещении в пространстве, архитекторы оставляют след в воспоминаниях людей. Локвуд подчеркивает, что весь опыт строится на ожиданиях и памяти, и об этом опыте человек склонен делиться, выражая свои эмоции в отношении окружающей среды.

Этот процесс может вызывать интригу и побуждать людей делиться своими впечатлениями в социальных сетях. Доктор Кэрри Бэррон, психиатр и доцент медицинского образования, подчеркивает, что обаяние пограничных пространств может вызвать как положительные, так и отрицательные чувства, влияя на чувство одиночества у некоторых и принося облегчение другим.

Теги: