Впереди Новый год, а значит миллиона людей потратя огромные суммы на подрки и упаковку для них. В большинстве случаев мы упаковываем наши подарки для того, чтобы они выглядели как можно лучше. Красивые коробки, бумага, ленты и бантики — некотоыре так усердствуют, что в итоге сам подарок выходит гораздо дешевле обертки.
В то время как некоторые люди особенно искусны в упаковке подарков — с идеальными складками, тщательно завязанными лентами и бантами, — другие делаеют все, скажем так, по мере сил. Но это может быть не так уж и важно. Солько раз вы задумывались над тем, а стоит ли на самом деле все это время и усилия. Действительно ли красивая презентация делает подарок более любимым? Или все обстоит иначе?
В статье 2019 года, опубликованной в Journal of Consumer Psychology двое ученых из Университета Невады провели три эксперимента, чтобы изучить влияние подарочной упаковки. В первом эксперименте они набрали 180 студентов университета, которые приехали в лабораторию по изучению поведения в Майами, чтобы принять участие в исследовании, которое было названо дополнительным зачетным упражнением. По прибытии каждому студенту был вручен настоящий подарок в знак признательности за участие.
Подарком была кофейная кружка с логотипом одной из двух баскетбольных команд НБА, местной "Майами Хит" или конкурента "Орландо Мэджик", розданная наугад. Мы знали, что каждый участник был поклонником первой команды, на основе предыдущего опроса — и что они явно не поддерживали конкурентов. Цель заключалась в том, чтобы сделать половине студентов желанный подарок, а другой заведомо плохой. И да, половина подарков была аккуратно упакована, а остальные выглядели небрежно.
После распаковки участники оценили, насколько им понравились их подарки. Исследователи обнаружили, что тем, кто получил плохо обернутый подарок, их подарок понравился значительно больше, чем тем, кто получил аккуратно упакованный подарок, независимо от того, какую кружку они получили.
Чтобы понять, почему, была набрана еще одна группа студентов. Их попросили просмотреть изображение аккуратно или небрежно завернутого подарка и сообщить о своих ожиданиях по поводу содержимого, прежде чем увидеть, что находится внутри. Затем участникам было предложено представить, как открывают подарок, которым для всех была пара наушников JVC, и оценивать свое отношение к нему, чтобы ученые могли сравнить, соответствовал он их ожиданиям или нет.
Результаты показали, что ожидания от аккуратно обернутых подарков были значительно выше, чем от небрежно обернутых. Однако после раскрытия информации участники, получившие аккуратно упакованный подарок, сообщили, что он не оправдал их ожиданий, в то время как те, кто получил неаккуратно завернутый подарок, заявили, что он превзошел их ожидания.
Это говорит о том, что люди используют упаковку как признак того, насколько хорош будет подарок. Аккуратная упаковка слишком высоко ставит планку для подарка, подразумевая, что он будет отличным. С другой стороны, небрежная упаковка вызывает заниженные ожидания, предполагая, что это будет плохой подарок. Таким образом, небрежно обернутый подарок вызывает приятный сюрприз, а аккуратный на вид — разочарование.
В нашем третьем и последнем эксперименте исследователи хотели выяснить, зависит ли этот эффект от отношений между дарителем и получателем. Имеет ли значение, близкий друг или просто знакомый даритель?
Они опросили национально репрезентативную выборку из 261 взрослого человека и попросили их представить, что они находятся на вечеринке с секретным обменом подарками. Наугад участники просматривали изображения и представляли, что получают аккуратно или небрежно завернутый подарок. На этот раз исследователи посоветовали половине из них представить подарок от близкого друга, в то время как другая половина полагала, что он пришел от знакомого. Затем мы показали подарок и попросили их оценить его.
Когда подарок пришел от близкого друга, получателям больше понравился небрежно завернутый подарок, как и в других наших экспериментах. Однако, когда подарок исходил от знакомого, получатели предпочитали, чтобы он был аккуратно упакован. Это происходит потому, что эти участники использовали упаковку как сигнал о том, насколько даритель ценит их отношения, а не как сигнал о том, что внутри. Аккуратная упаковка подразумевает, что даритель ценит их отношения.
Поэтому, если вы беспокоитесь о подарочной упаковке в этот праздничный сезон, подумайте о том, чтобы сэкономить время, силы и деньги, беспорядочно упаковывая подарки своих друзей и семьи. Но если вы планируете сделать подарок кому-то, кого вы не совсем знаете — например, коллеге по работе — вероятно, стоит показать, что вы приложили некоторые усилия, чтобы он хорошо смотрелся со всеми аккуратными складками, четкими краями и красивыми бантиками.