Обновленный документ "Передовой опыт обеспечения устойчивости космических операций" (Best Practices for the Sustainability of Space Operations), опубликованный Коалицией космической безопасности (SSC) 4 апреля, представляет собой основную редакцию руководства для спутниковых операторов по минимизации рисков столкновений на орбите.

Одно из самых больших изменений в документе — появление "правил дорожного движения" для координации маневров между объектами. В отчете описываются пять классов объектов — неманевренные, минимально маневренные, маневренные, объекты с автоматическим предотвращением столкновений и космические корабли с экипажем — и излагаются правила, которым они должны следовать, когда требуется маневр предотвращения столкновения с участием двух из них.

Как правило, маневры имеют приоритет в пользу более сложных космических кораблей, если нет других механизмов. Например, при столкновении между маневренным космическим кораблем и кораблем с автоматическим предотвращением столкновений последний будет маневрировать. В случае сближения двух космических аппаратов одной категории может потребоваться специальная координация.

Правила, изложенные в отчете, вытекают из заинтересованности правительств космических держав в установлении аналогичных обязательных правил в национальных нормативных актах. Дело в том, что сейчас ни одна страна владеющая "спутниковым флотом", на самом деле, не управляет спутниками, отдавая это на откуп международным специалистами. Из этого вытекает необходимость в некоем общем регламенте, который содержит применимые на практике правила, по крайней мере, в коммерческом плане. Многие коммерческие спутниковые операторы координируют свои действия друг с другом, и правила, изложенные в документе, основаны на этом опыте.

Правила, в некоторой степени, основаны на морских регламентах, когда меньшие и более маневренные лодки будут двигаться, чтобы избежать более крупных кораблей, которые не могут изменить курс так быстро. Одно из отличий, заключается в том, что может быть сложнее сказать, когда космический корабль совершил маневр, поскольку данные о его орбите не могут быть быстро обновлены. Стоит отметить, что наличие правил не означает отмену координации между отдельными операторами.

Правила движения и маневрирования — не единственные изменения в документе. В нем содержится особый призыв к операторам спутников избегать преднамеренной фрагментации (создания обломков на орбитах), которая возникла в результате испытаний противоспутникового оружия в 2021 году. Существуют обновленные рекомендации по утилизации космических кораблей по окончании их миссии, в том числе повышенная надежность таких усилий и сроки "пассивации" космических кораблей для предотвращения взрывов, образующих мусор.

На момент выпуска обновленной версии документ одобрили 27 компаний и организаций. В нее входят крупные спутниковые операторы GEO Inmarsat, Intelsat и SES, а также операторы спутников LEO Iridium и Planet.

Заметим, что старая версия руководства была одобрена 60 организациями, и что SSC работает над тем, чтобы заставить их и других подписаться под новой редакцией.