Владелец плавучего космодрома «Морской старт» компания S7 и госкорпорация «Роскосмос» подписали соглашение о намерениях совместно построить первый в истории орбитальный космодром.

Многофункциональный орбитальный комплекс предполагается использовать для запуска, стыковки, сборки, заправки, снабжения и обслуживания космических объектов на орбите Земли, отправки их на другие околоземные орбиты, а также для полетов к Луне и Марсу, пишут «Известия».

Для транспортного обеспечения новой структуры планируется использовать «Морской старт», с которого в ближайшие годы намечены запуски ракет «Зенит», а впоследствии — новых российские ракет-носителей среднего класса «Союз-5». Кроме того, предполагается создать новый грузовой транспортный корабль, запускаемый с плавучего космодрома.

Пуск с плавучего космодрома «Морской старт» в Тихом океане

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, орбитальный космодром целесообразно создавать не с нуля, а на базе инфраструктуры Международной космической станции.

«МКС уже сегодня представляет собой некий орбитальный космодром, с которого регулярно запускают наноспутники. Но запускать что-то покрупнее с нее не получается. В перспективе на орбите потребуется проводить испытания, тестирование и при необходимости ремонт крупных спутников, которые будут отправляться дальше, на более высокие или отлетные траектории», — говорит эксперт.

По словам Моисеева, существует задача дозаправки спутников на орбите, их технического обслуживания. Также орбитальный космодром может пригодиться для обслуживания разрабатываемого в России сейчас ядерного буксира мегаваттного класса.

«Смысл такой станции — переход от научных работ к обслуживанию космических аппаратов. Это своеобразный «постоялый двор», где можно отдохнуть, подремонтироваться и дозаправиться перед дальним путешествием», — рассказал Моисеев.

«Это первое большое соглашение с участием крупного частного инвестора в российской космонавтике, — добавляет в свою очередь член экспертного совета при правительстве РФ Андрей Ионин. — Тем более что речь идет о ведущей авиакомпании, которая теперь занялась транспортным космическим бизнесом».

Это уникальная ситуация не только для России, но и для всего мира, продложает эксперт: «Наступает новый этап, требующий создания новых ракетно-космических систем. Пришло время специализации. Выход на рынок группы S7 может серьезно изменить подходы и требования к космической технике — это давно назрело».