На Ио, одном из спутников Юпитера и самом активном в геологическом плане месте Солнечной системы, найден новый вулкан. Это открытие было сделано на основе первых за 25 лет детализированных снимков Ио, полученных инструментом JunoCam с миссии NASA Juno. В результате анализа этих изображений удалось выявить свежий вулкан с потоками лавы и отложениями, которые покрывают область примерно 180 на 180 километров. Научные данные были представлены на Европейском научном конгрессе (EPSC) в Берлине.

Новый вулкан находится южнее экватора Ио. Несмотря на активную вулканическую деятельность на спутнике, в 1997 году миссия NASA Galileo не обнаружила никаких вулканов в этом районе — только гладкую поверхность.

Майкл Равин, менеджер перспективных проектов Malin Space Science Systems, Inc., которая управляет JunoCam для NASA, отметил:

Новые снимки JunoCam показывают значительные изменения на Ио, включая этот сложный вулканический объект, который, похоже, появился с 1997 года.

Источник: NASA/JPL-Caltech.
Сравнение данных JunoCam от февраля 2024 года с изображениями миссии Galileo того же района в ноябре 1997 года (вставка в оттенках серого) выявляет новую вулканическую структуру на поверхности спутника Юпитера, Ио.

На восточной стороне нового вулкана видны красные пятна — это сера, выброшенная во время извержения, которая осела на поверхность. С западной стороны наблюдаются два крупных темных потока лавы, каждый из которых тянется на 100 километров. В местах, где лава достигла поверхности, произошёл нагрев, что вызвало испарение замёрзших материалов и образование двух серых круговых отложений.

Самое чёткое изображение этого вулкана, который расположен к востоку от вулкана Канехекили, было сделано 3 февраля 2024 года с расстояния 2530 километров, с разрешением 1,7 километра на пиксель. Снимки были получены на ночной стороне Ио, при свете, исходящем только от Юпитера.

Этот пролёт стал одним из трёх недавних сближений Juno с Ио в 2023 и 2024 годах. Во время этих манёвров JunoCam сделала около 20 снимков в видимом свете крупным планом. Камера зафиксировала девять шлейфов, связанных с вулканической активностью, а также другие изменения на поверхности, такие как свежие потоки лавы и новые отложения.

Все снимки JunoCam публикуются на сайте миссии сразу после их получения, что позволяет всем желающим создавать изображения Юпитера и его спутников.

Снимки JunoCam обрабатываются самыми разными людьми, что даёт возможность каждому стать частью научной команды и участвовать в исследовании космоса.

Исследование было опубликовано командой учёных, включая Майкла Равина, Кэндис Хансен и других, и представлено на EPSC2024.