Открыта самая масштабная космическая вспышка, когда-либо наблюдавшаяся, сообщает команда астрономов под руководством Университета Саутгемптона. Вспышка ярче в десять раз любой известной сверхновой (взрыв звезды) и в три раза ярче самого яркого события разрыва приливной силы, когда звезда попадает в сверхмассивную черную дыру.

Эта вспышка, известная как AT2021lwx, продолжается уже более трех лет, в то время как большинство сверхновых остаются заметными только на протяжении нескольких месяцев. Она произошла примерно за 8 миллиардов световых лет, когда Вселенной было около 6 миллиардов лет, и до сих пор обнаруживается сетью телескопов.

Ученые считают, что взрыв является результатом гигантского облака газа, возможно, в тысячи раз превосходящего наше Солнце, которое было насильственно разрушено сверхмассивной черной дырой. Обломки облака поглощаются, вызывая ударные волны в его остатках, а также в большом пыльном "кольце", окружающем черную дыру. Такие события очень редки и ранее не были наблюдаемы в таком масштабе.

Открытие AT2021lwx было сделано в 2020 году с помощью телескопа Zwicky Transient Facility в Калифорнии и затем подтверждено с помощью системы обнаружения астероидов и территориальных последних предупреждений (ATLAS) на Гавайях. Команда астрономов изучила объект с помощью нескольких телескопов, анализируя спектр света и измеряя разные характеристики его излучения.

Измерения позволили ученым определить расстояние до объекта. Спектральный анализ света, разделенного на разные длины волн, и измерение различных поглощений и излучений позволили определить яркость объекта на его источнике. Исследователи обнаружили, что AT2021lwx является чрезвычайно ярким объектом, не уступающим яркости только квазарам - сверхмассивным черным дырам, на которые поступает постоянный поток газа со значительной скоростью.

Профессор Марк Салливан, также из Университета Саутгемптона и соавтор исследования, объясняет: "С квазарами мы наблюдаем мерцание яркости со временем. Но взглянув на последние десятилетия, мы не видели никаких признаков AT2021lwx, а затем внезапно она появилась с яркостью самых ярких объектов во Вселенной, что является беспрецедентным".

Команда теперь намерена собрать больше данных о взрыве, измеряя различные длины волн, включая рентгеновские лучи, которые могут раскрыть поверхность объекта и его температуру, а также выявить протекающие процессы. Они также планируют провести улучшенные вычислительные симуляции, чтобы проверить, соответствует ли их теория причинам взрыва.