В стремлении к поиску жизни за пределами нашей планеты традиционный зеленый цвет, обычно ассоциируемый с земной жизнью, может оказаться ненадежным индикатором. На планете, аналогичной Земле и вращающейся вокруг другой звезды, жизнь может выглядеть совершенно иначе, возможно, даже с наличием бактерий, использующих невидимое инфракрасное излучение для фотосинтеза.

Многие из таких бактерий на Земле обладают фиолетовыми пигментами, и миры, где они доминируют, будут иметь характерный "световой след", который можно будет обнаружить с помощью будущих наземных и космических телескопов, утверждают ученые из Корнелльского университета в своем новом исследовании.

Фиолетовые бактерии могут процветать в самых разнообразных условиях, что делает их главными кандидатами на жизнь, способную преобладать на различных планетах. Фиолетовый - это новый зеленый: биопигменты и спектры фиолетовых миров, аналогичных Земле.

Ориентируясь на жизнь на Земле, множество ученых составляют каталог цветов и химических характеристик, которые разнообразные организмы и минералы будут представлять в отраженном свете экзопланет.

То, что ученые обобщаем как фиолетовые бактерии, на самом деле имеет разнообразие цветов, включая желтый, оранжевый, коричневый и красный, благодаря пигментам, аналогичным тем, что придают красный цвет помидорам и оранжевый - моркови. Они процветают при низкоэнергетическом красном или инфракрасном свете, используя более простые системы фотосинтеза с формами хлорофилла, поглощающими инфракрасное излучение и не выделяющими кислород. По мнению исследователей, они, вероятно, были распространены на ранней Земле до появления фотосинтеза растительного типа и могли бы хорошо процветать на планетах, вращающихся вокруг более холодных красных карликов - наиболее распространенного типа звезд в нашей галактике.

Измеряя биопигменты и световые следы пурпурных бактерий, исследователи создали модели земных планет с различными условиями и облачностью. По словам Коэльо, пурпурные бактерии в различных моделях, как во влажных, так и в сухих условиях, производили яркие биологические сигнатуры.

Обнаружение "бледно-фиолетовой точки" в другой солнечной системе потребует тщательных наблюдений за планетой, чтобы исключить другие источники цвета, такие как цветные минералы, которые также анализирует CSI. Автор книги "Чужие Земли: новая наука об охоте за планетами в космосе" Сара Калтенеггер отмечает, что обнаружение жизни даже при современных технологиях является сложным заданием, и даже если будут обнаружены одноклеточные организмы в одном месте, это может свидетельствовать о широком распространении жизни во Вселенной. Это, безусловно, изменит наше представление о вечном вопросе: мы одни во Вселенной?

Мы только начинаем проникать в эти захватывающие миры вокруг нас. Фиолетовые бактерии способны выживать и процветать в самых разных условиях, что делает возможным, что на многих различных мирах фиолетовый цвет может стать новым зеленым.