Создать навигационную систему по аналогии с ГЛОНАСС на Луне нельзя: для этого на орбиту спутника потребуется отправить 18 аппаратов, которые будут требовать замены каждые 7–10 лет. Поэтому российские специалисты НПО имени Лавочкина и Института астрономии РАН предложили принципиально иной способ позиционирования для Луны.
В его основе — оптико-электронные средства, создаваемые в рамках Федеральной космической программы. Так, в НПО им. Лавочкина проектируются системы позиционного контроля лунных посадочных станций с помощью световых лазерных маяков.
Схема построения лунной навигационной системы
Если поначалу планировалось, что с помощью лазерных маяков можно будет понять, куда «прилунятся» российские модули, пронаблюдав за ними с помощью телескопов с Земли и с уже находящихся на орбите Луны аппаратов, то потом выяснилось, что с помощью многократных наблюдений таких маяков, имеющих очень большой ресурс безотказной работы, можно сформировать глобальную систему координат.
Другая важная составляющая будущей системы позиционирования — российские автоматические станций серии «Луна». Размещенный на борту лунной посадочной станции лазерный маяк можно наблюдать как с другого лунного орбитального космического аппарата , так и в наземные телескопы. Это позволит определять координаты посадочной станции.
Лунная посадочная станция «Луна-25» со световыми лазерными маяками
Российская лунная программа предусматривает отправку в 2019 году малоразмерной демонстрационной посадочной станции «Луна-25» («Луна-Глоб»), запуск орбитального космического аппарата «Луна-26» («Луна-Ресурс ОА») в 2021 году и отправку посадочного аппарата «Луна-27» («Луна-Ресурс ПА») с криогенной глубинной бурильной установкой в 2022 году на южный полюс Луны.
В рамках четвертого этапа в 2024 году на Луну планируется отправить автоматическую космическую станцию «Луна-29» («Луна-Грунт») с грунтозаборным устройством.
Согласно сегодняшним оценкам ученых, точность определение координат объектов на Луне составит до 10 метров.