Астрономы обнаружили массивные круговые радиочастицы неизвестного происхождения вокруг некоторых галактик. Недавно проведенные наблюдения за одной из них, названной "Клеверный лист", предполагают, что она образовалась в результате столкновения галактических групп.

Изучение этих структур, известных как ORC (нечетные радиокруги), в разных диапазонах спектра позволило ученым исследовать явления от сверхзвуковых ударных волн до поведения черных дыр. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Astronomy and Astrophysical Letters.

До 2021 года о существовании ORC никто не знал. Благодаря усовершенствованным технологиям радиообзоры стали достаточно чувствительными для улавливания таких слабых сигналов. За последние несколько лет астрономы обнаружили восемь таких структур, разбросанных за пределами нашей галактики. Каждая из них достаточно велика, чтобы охватить целую галактику, а иногда и несколько.

Когда ученые унали, что ORC не изучались в рентгеновском свете, то они начали анализировать данные eROSITA (расширенное рентгеновское исследование с помощью массива визуализирующих телескопов), орбитального немецко-российского рентгеновского телескопа. Они заметили рентгеновское излучение, которое, судя по времени наблюдения менее 7 минут, могло исходить от Клеверного листа.

Эти данные побудили их собрать более крупную команду и обеспечить дополнительное время на телескопе XMM-Newton, миссии ЕКА (Европейского космического агентства) при участии НАСА.

Рентгеновское излучение отслеживает распределение газа внутри группы галактик, как полицейская лента вокруг места преступления. Наблюдая за нарушением этого газа, ученые определили, что галактики в Клеверном листе принадлежат двум отдельным группам, которые сблизились настолько, что начали сливаться. Температура излучения также намекает на количество задействованных галактик.

Когда галактики сливаются, их увеличенная масса усиливает гравитацию, вызывая падение и нагрев окружающего газа. Чем больше масса системы, тем горячее газ. Согласно рентгеновскому спектру излучения, температура составляет около 15 миллионов градусов по Фаренгейту (8-9 миллионов градусов по Цельсию).Команда предполагает, что слияние породило ударные волны, ускорившие частицы и создавшие радиоизлучение.

Хотя слияния групп галактик являются обычным явлением, ORC остаются редкими. И до сих пор неясно, как такие взаимодействия могут производить мощное радиоизлучение. Команда разгадала тайну ORC Клеверного листа, но появились новые вопросы. Они планируют продолжить исследования, чтобы найти ответы.