Международный коллектив ученых обнаружил необычную планету, сравнимую по размеру с Юпитер, вращающуюся вокруг маломассивной звезды TOI-4860 в созвездии Ворона. Новооткрытый газовый гигант, названный TOI-4860 b, привлекает внимание из-за двух факторов: маломассивные звезды обычно не имеют планет такой массы, как Юпитер, и данная планета, вероятно, содержит значительное количество тяжелых элементов.

Исследование, проведенное учеными из Бирмингемского университета, было опубликовано в этом месяце в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Сначала планета была обнаружена через спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite, когда яркость звезды временно уменьшилась во время ее прохождения перед звездой. Однако эти данных недостаточно для подтверждения планеты.

Команда ученых использовала Южную обсерваторию SPECULOOS в пустыне Атакама в Чили для измерения планетарного сигнала на различных длинах волн и для подтверждения ее природы. Также наблюдения проводились в момент, когда планета проходила перед и за своей звездой. Отмечено, что световой сигнал не изменился, что подтверждает отсутствие излучения планеты. Последний этап - сотрудничество с японской группой, использующей телескоп Subaru на Гавайях, для измерения массы планеты.

Инициатива по подтверждению наличия планеты вокруг данной звезды возникла у группы аспирантов в рамках проекта SPECULOOS. Один из аспирантов, Джордж Дрансфилд, поясняет:

Согласно стандартной модели формирования планет, звезды с меньшей массой имеют менее массивный диск материала вокруг себя. Поскольку планеты образуются из этого диска, ожидалось, что планеты крупной массы, вроде Юпитера, не будут образовываться. Но нас это заинтересовало, и мы решили проверить кандидатов в планеты, чтобы увидеть, возможно ли это. TOI-4860 стала нашим первым подтверждением, и это звезда с наименьшей массой, вокруг которой обнаружена такая крупная планета.

Амори Трио, профессор экзопланетологии Бирмингемского университета, руководивший исследованием, отмечает: "Я всегда ценю усилия аспирантов в нашей команде, предложивших наблюдать за системами, подобными TOI-4860. Их труд оказался успешным, так как планеты такого типа, как TOI-4860, критически важны для расширения наших знаний о процессе формирования планет.

Намек на происходящее скрыт в планетарных свойствах, особенно в содержании тяжелых элементов. Мы наблюдали что-то подобное и в родительской звезде, поэтому вполне возможно, что избыток тяжелых элементов стимулировал процесс образования планеты.

TOI-4860 b, новый газовый гигант, завершает оборот вокруг своей звезды за 1,52 дня. Благодаря низкой массе хозяйской звезды, ее можно назвать "теплым Юпитером". Этот тип планет вызывает интерес среди астрономов, которые стремятся расширить свои знания о процессах формирования таких объектов.

Исследователи недавно получили доступ к телескопу Very Large Telescope в Чили и намерены использовать его для подтверждения наличия дополнительных планет с аналогичными свойствами.