Загадок у космоса становится все меньше, благодаря стремительному технологическому прогрессу и укрепленным исследовательским партнерствам, которые позволяют астрономам собирать воедино космологические подсказки, как никогда раньше.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Nature Astronomy, многонациональный коллектив исследователей впервые обнаруживает интригующую зависимость: потенциальную связь между столкновениями нейтронных звезд и быстрыми радиовсплесками (FRB) — двумя загадочными космическими событиями, которые очаровывали ученых в течение последних двадцати лет.

Команда, в которую входят исследователи из Университета Западной Австралии (UWA) и Университета Кертина, сообщает о наблюдении слияния нейтронных звезд в глубоком космосе, за которым всего через 2,5 часа последовал наблюдаемый FRB. Если это подтвердится, корреляция между двумя событиями может раскрыть часть тайны того, как генерируются FRB.

Быстрые радиовсплески (FRB) — это миллисекундные импульсы электромагнитных радиоволн, которые возникают в глубоком космосе и производят энергию, эквивалентную годовой мощности Солнца. Большинство FRB происходят как разовые события, в то время как другие представляют собой повторяющиеся всплески. Хотя их происхождение до сих пор остается загадкой, часть FRB, испускаемых в виде повторяющихся всплесков, вероятно, производится сильно намагниченными нейтронными звездами, известными как магнетары.

Хотя разовые вспышки могут иметь схожее происхождение, это исследование предполагает, что они также могут формироваться в результате гравитационных волн (ГВ), генерируемых сталкивающимися нейтронными звездами. Связь, подобная этой, не является полностью неожиданной для ученых. Одна из возможностей заключается в том, что слияние нейтронных звезд оставляет после себя быстрое вращающаяся массивная нейтронная звезда, а не черная дыра. Нейтронная звезда в конечном итоге коллапсирует в черную дыру после того, как она вращается вниз, выбрасывая свою магнитосферу, чтобы создать FRB.

Детекторы гравитационных волн (ГВ), в том числе Лазерная интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория ( LIGO ) в США и детектор Virgo в Италии, наблюдают за событиями ГВ от столкновений черных дыр или нейтронных звезд с 2015 года. И событие GW, и событие FRB в предполагаемой ассоциации были обнаружены 25 апреля 2019 года. Событие слияния двойных нейтронных звезд, получившее название GW190425, было вторым событием такого рода, когда-либо обнаруженным детекторами GW. Событие FRB, получившее название FRB 20190425A, было обнаружено Канадским экспериментом по картированию интенсивности водорода (CHIME) и произошло примерно через 2,5 часа.

Поскольку связь между слияниями нейтронных звезд и FRB давно предполагалась, но не наблюдалась, исследователи из UWA  и Университета Кертина вслепую искали возможные ассоциации GW-FRB. В конце концов они идентифицировали эту пару, которая произошла в похожей области пространства, и предполагают вероятность того, что они, возможно, связаны.

Хотя даже возможность того, что эти два события связаны, обнадеживает астрономов, внутри команды есть те, кто предупреждает, что для усиления корреляции необходимы дальнейшие наблюдения.