Владельцы флагманской видеокарты Zotac GeForce RTX 5090 Solid столкнулись с неожиданной проблемой: у некоторых экземпляров оказалось меньше блоков растеризации (ROP), чем заявлено в спецификациях. Открытие сделал пользователь с ником Wuxi Gamer на форуме TechPowerUp — утилита GPU-Z показала наличие всего 168 ROP вместо положенных 176. Сначала это казалось случайной аномалией, но после проверки аналогичной карты у самого TechPowerUp выяснилось, что проблема не единичная.

Блоки ROP — важнейшие компоненты графического процессора, отвечающие за финальную обработку пикселей. Именно они занимаются такими задачами, как сглаживание, тест глубины, гамма-коррекция и подготовка изображения к выводу на экран. Чем больше блоков ROP, тем выше производительность в традиционном рендеринге. И нехватка даже нескольких из них может серьёзно сказаться на результатах.

Источник:

После повторного тестирования Zotac RTX 5090 Solid в популярных играх и синтетических бенчмарках, TechPowerUp подтвердил снижение производительности. В Elden Ring с максимальными настройками и в 4K карта от Zotac отставала от эталонной Founders Edition на 5,6 %, а от топовой Asus ROG Astral RTX 5090 OC — аж на 8,4 %. При этом частоты GPU соответствовали заявленным — проблема явно крылась в нехватке ROP.

Позже появились сообщения, что аналогичные дефекты замечены у некоторых RTX 5090 от Gigabyte и даже у китайской версии RTX 5090D от Manli. По слухам, проблема кроется в самом чипе GB202, а не в прошивке видеокарты. В сеть просочилась информация, что на рынок могла попасть партия GPU с аппаратным браком — неприятный поворот событий для видеокарты с ценником от $2000.

Ни Nvidia, ни Zotac пока не прокомментировали ситуацию. Тем временем пользователи проверяют свои карты через GPU-Z, чтобы убедиться, что их флагманские RTX 5090 действительно работают на полную мощность.