Dyson: от пылесоса к автомобилю

14.10.2024

Станет ли электромобиль Dyson «Теслой для фриков» или чем-то большим — покажет время

Британская компания Dyson, известная своими пылесосами, вентиляторами и сушилками для рук, собирается выпустить серийный электромобиль. Выход компании в эту новую и чрезвычайно сложную нишу оценен ею самой в $2,7 млрд. А объявленные сроки рекордно коротки — 2020 год. Над проектом работают 400 человек, поговаривают, что Джеймс Дайсон активно набирает команду.

Эта новость удивляет, но если разобраться, то речь пойдет не о таком уж гигантском технологическом скачке. Dyson — эксперт в разработке и массовом производстве батарей для беспроводных пылесосов и электродвигателей для них же.

Аккумуляторы и электромоторы в свою очередь — это именно то, что лежит в основе электрического автомобиля, более того, конструктивно они похожи на используемые в портативных устройствах.

По некоторым данным, Dyson добилась успехов и в разработке твердотельной батареи, над которой, к слову, бьется Toyota. Да и над экологичным транспортом в британской компании размышляли уже давно. Ведь это именно Dyson придумала сажевый фильтр для дизельного выхлопа в начале 1990-х годов.

 

Так что безумно сжатые объявленные  сроки не должны вводить в заблуждение: решение явно принято не вчера, и очевидно, что в течение ряда лет фирма тайно работала над проектом электромобиля.

У Dyson есть технологический задел в отличие от компаний, которые думали, что раз уж они могут сделать телефон или веб-браузер, то им по плечу и автомобиль, но которые столкнулись с тем, что сделать автомобиль чертовски трудно.

Грандиозные планы Apple были погребены под тяжестью ее чересчур амбициозных идей. Google включила заднюю со своим автомобильчиком Waymo, решив: пусть уж лучше кто-то другой строит машины, используя ее технологию автономного движения.

Waymo

Технологичных автомобильных стартапов с совершенно неопределенным будущим — великое множество. Но создать что-то более-менее внятное получилось разве что только у Tesla.

Опять же: по сравнению с олдскульным автопромом компания Илона Маска производит нишевый продукт. Провозглашались планы выпускать 500 тыс. единиц Tesla Model 3 в год. За подходящий к концу 2017-й было выпущено 260 (двести шестьдесят) экземпляров автомобиля. Реальность опускает на землю.

Проблема в том, что Маск считал первичным софт — мол, остальное приложится. Джеймс Дайсон в этом смысле крепче стоит на ногах: у него есть крутой производственный опыт.

 

Джеймс Дайсон

По словам гендиректора Dyson Макса Конзе, компания не просто придумает автомобиль от и до, она будет самостоятельно его производить, причем речь пойдет об электрокаре, пробег которого будет на 50%—100% выше, чем у конкурентов.

Но, поскольку пока непонятно, о каких конкурентах идет речь, а пробег у всех разный (у BMW i3 — 130 км, у Chevrolet Bolt — 380 км, у Tesla Model S 100D это 540 км), данные цифры могут быть и лукавством: смотря с чем сравнивать.

Tesla Model S 100D

При этом статус аутсайдера с легкой рукой и незамыленным взглядом дает основателю компании Джеймсу Дайсону своеобразное преимущество.

«Большинство текущих преимуществ сегодняшнего автопрома очень быстро становятся недостатками, потому что вы сидите на инфраструктуре, ваши ноу-хау для автомобилей — вчерашние, они не относятся к автомобилям завтрашнего дня, — рассуждает Макс Конзе. — Если вы много знаете про двигатели внутреннего сгорания, то очень малую часть этих знаний сможете применить для построения электрических двигателей».

С другой стороны, финансовые возможности Daimler, BMW, VW, Volvo и других гигантов, которые зарабатывают в десятки и сотни раз больше Dyson, вполне позволяют использовать им и свои текущие продукты в качестве платформ для электрификации. Так что если дело дойдет до конкуренции, им будет чем ответить даже самым прорывным разработкам креативной, но, увы, маленькой британской компании.

 

Теги: