В мае в Иннополисе началось тестирование беспилотного электрического автобуса без педалей и руля, который перевозит студентов и преподавателей Университета Иннополис, сообщило РБК со ссылкой на пресс-службу учебного заведения.
Автобус курсирует по маршруту длиной 3 км между университетом и Иннопарком с остановкой у технопарка им. Попова. Он движется со скоростью не более 10 км/ч ради безопасности. В салоне могут разместиться до 10 пассажиров, а на поездку уходит 20 минут. Автобус выполняет 2–3 рейса в день согласно расписанию. Заряда батареи хватает на 16 км пути, что позволяет ему работать около 10 дней без подзарядки.
В автобусе находится оператор на случай нештатных ситуаций. Директор Центра беспилотных технологий Университета Иннополис Александр Пронин сообщил, что данный режим тестирования называется супервизорным и минимизирует риски при движении по дорогам.
Автомобилисты часто нарушают ПДД, особенно на перекрестках с круговым движением. Нам аварии не нужны, поэтому беспилотный автобус движется с программным ограничением скорости и по принципу "пропускаем всех".
Беспилотный автобус оснащён тремя лидарами, сканирующими пространство вокруг в радиусе до 150 м. Ультразвуковые датчики в передней части измеряют расстояние до препятствий в «мертвой зоне» ниже уровня лидара, а радар обеспечивает безопасное движение при плохой видимости. Также установлена камера для отслеживания разделительных полос, пешеходных переходов, дорожных знаков и других элементов транспортной инфраструктуры. Данные обрабатываются с помощью алгоритмов компьютерного зрения.
Автобус движется по заранее установленному маршруту с использованием HD-карт, которые точно указывают местоположение объектов. Система автономного управления разработана инженерами магнитогорского стартапа «Автономные робототехнические системы» и Центра беспилотных технологий ИТ-вуза.
Наша основная задача — проехать 500 км в беспилотном режиме без сбоев и инцидентов в различных условиях — от плохой погоды до непредсказуемости других участников движения. Мы планируем обновить модуль навигации и внедрить систему диспетчеризации для автоматизированного контроля и управления автобусом.
С 2018 года в Иннополисе тестируются беспилотные такси «Яндекса», которые к сентябрю 2022 года выполнили более 40 тыс. поездок.