Илон Маск представил новый электромобиль от Tesla, полностью готовый к автономному вождению — важный шаг, учитывая предыдущие обещания и задержки. Этот "роботакси" спроектирован без руля и педалей, что делает его уникальным и требует одобрения регуляторов перед началом производства. Внешне автомобиль выглядит футуристично, с дверями в стиле «крыльев бабочки», и в нём достаточно места для двух пассажиров. Зарядка машины происходит беспроводным методом — индуктивно, без розеток.

Маск подчеркнул, что такие автомобили могут стать в 10-20 раз безопаснее обычных, управляемых людьми, и будут стоить около 20 центов за милю, в отличие от 1 доллара для городского транспорта. Tesla планирует начать тестирование автономного вождения в Техасе и Калифорнии в следующем году, а выпускать роботакси Cybercab с 2026 года, хотя сроки могут сдвинуться на 2027. В разработке также находится гуманоидный робот Optimus, цена которого будет в пределах 20-30 тысяч долларов, и который сможет выполнять различные бытовые задачи.

"Это действительно значимо", — сказал Маск, добавив, что роботакси спасут множество жизней и предотвратят травмы.

Прототип роботакси был продемонстрирован на мероприятии Tesla «We, Robot», проходившем на территории Warner Bros. в Калифорнии, на закрытых дорогах. Хотя Tesla заявляет, что для системы автономного вождения (FSD) не используются карты высокой точности, компания всё же нанесла на карту территорию для демонстрации.

Маск активно ведет Tesla к переходу от просто производителя электромобилей к разработчику роботов и искусственного интеллекта. Рыночная капитализация компании почти сопоставима со всеми мировыми автопроизводителями вместе взятыми, и многие инвесторы верят в обещания Маска создать автономные транспортные средства, способные ездить без участия человека.

Однако эксперты по беспилотным технологиям часто критикуют Tesla за её подход к разработке автономных систем, особенно за агрессивное продвижение помощников водителя, таких как автопилот и FSD, которые требуют постоянного контроля со стороны человека. Эти системы хотя и впечатляют, но известны своими ошибками. Например, в этом году водитель Tesla с активированным FSD попал в аварию, в результате которой погиб мотоциклист.

Несмотря на эти сложности, у Маска есть история успехов, когда его идеи кажутся невозможными. Примеры — запуск Model 3 и успешный старт Cybertruck. На мероприятии Маск рассказал, что автономные автомобили позволят людям экономить время, которое можно будет тратить на чтение книг, работу или просмотр фильмов.

Однако Tesla пока отстаёт от таких конкурентов, как Waymo и Cruise, которые уже проехали миллионы миль на тестах своих беспилотных автомобилей. Были инциденты с остановками беспилотников, пробками и даже травмами, что привлекло внимание федеральных регуляторов.

Tesla также сталкивается с исками от семей водителей, погибших в авариях с участием автопилота. А пребывание Маска на посту главы X (бывший Twitter) вызвало негативную реакцию у некоторых клиентов Tesla, так как он стал ассоциироваться с продвижением правых теорий заговора на платформе.