Tesla поделилась статистикой по сроку службы аккумуляторов в своих электромобилях — и это, пожалуй, один из самых откровенных отчётов за последнее время. В нём — цифры о том, через сколько километров и лет батареи теряют до 20% ёмкости, независимо от химического состава ячеек.
Средний результат впечатляет: более 321 тысячи километров до снижения ёмкости до 80% от изначальной. Но интереснее другое — в Европе аккумуляторы «стареют» быстрее по времени, а не по пробегу. Там водители проезжают меньше (в среднем 24,1 тыс. км в год против 32,2 тыс. км в США), и снижение ёмкости до тех же 80% наступает уже после 241 тыс. км, но тоже примерно через 10 лет. Иными словами, время влияет на батареи не меньше, чем количество километров.
Tesla считает, что после 10 лет и 200 тыс. миль (около 322 тыс. км) средний владелец электромобиля задумается о замене автомобиля. Проблема в том, что этот рубеж совпадает с окончанием 8-летней гарантии на батарею, а значит, на вторичном рынке такие машины могут терять в привлекательности.
Тем временем в Китае нацелились на решение этой проблемы. Гигант CATL и автопроизводитель NIO уже тестируют аккумуляторы с гарантией в 15 лет и деградацией не выше 15%. Некоторые новые продукты CATL (пока в сфере стационарных систем хранения энергии) идут с гарантийными сроками до 20 лет.
Пока неясно, последует ли Tesla по этому пути, но намёки уже есть: в США компания почти достроила собственный завод по производству LFP-аккумуляторов (с низкой себестоимостью и увеличенным сроком службы) с использованием оборудования всё той же CATL. Новый завод должен помочь удешевить производство и, возможно, продлить срок службы батарей, что сделает электромобили Tesla ещё более конкурентоспособными — не только при покупке, но и при продаже.