Гонка вооружений, набиравшая обороты после окончания Второй Мировой войны с невероятной скоростью двигала технологический прогресс вперед, попутно производя на свет крайне необычные проекты. Одним из них стал советский сверхтяжелый вертолет В-12, так же известный как Ми-12. Странами НАТО данная разработка советской оборонной промышленности была известна под именем Homer (всем вертолетам СССР давали имена, начинающиеся с латинской буквы "H").

Габариты двухвинтового вертолета были воистину внушительными, равно как и грузоподъемность:

  • Длина: 37,00 м;
  • Диаметр несущего винта: 35,00 м;
  • Высота: 12,5 м;
  • Масса пустого: 69100 кг;
  • Нормальная взлётная масса: 97000 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 105000 кг.

Летные характеристики В-12 находились на уровень ниже самого распространенного на тот момент вертолета Ми-6. Однако, если принять во внимание габариты этого монстра, то картина получается более чем отличная:

  • Максимальная скорость:  260 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 240 км/ч;
  • Практическая дальность: 500 км;
  • Перегоночная дальность: 1000 км;
  • Практический потолок: 3500 м;
  • Статический потолок: 600 м.

Экипаж вертолета состоял из 6 человек, а так же отдельного электрика, для оперативного обслуживания сложной спаренной конструкции из двух винтов от уже обозначенного ранее "младшего брата" Ми-6. Так зачем мог быть создан этот монстр? Как бы странно это сейчас не прозвучало, но все началось из-за ядерного оружия.

Дело в том, что в 50-60-х годах прошлого века у СССР была одна серьёзная проблема, которая не позволяла в должной мере накапливать ядерное вооружение втайне от предполагаемых противников. Дело в том, что при постройке новых пусковых шахт приходилось прокладывать новые железнодорожные пути для доставки боеголовок. Эти новые ветки железнодорожного сообщения было легко заметить, а значит, и определить местоположение самих установок было не трудно.

Тут перед советскими инженерами была поставлена задача — придумать способ транспортировки массивных баллистических ракет не оставляющий столь заметных следов на местности. И в 1959 году они представили сверхтяжелый вертолет В-12, вместительности и грузоподъемности которого было достаточно для выполнения задачи.

Руководство СССР дало добро, и первый прототип был собран уже к 1962 году. Однако первые летные испытания затянулись, и в итоге махина поднялась в небо лишь в 1968 году. Гордость советской промышленности была представлена на Парижском авиасалоне 1971 года. Тогда В-12 вызвал большие опасения со стороны стран НАТО. Они считали, что подобные машины могут использоваться для быстрой переброски огромных военных формирований. Однако их опасения были беспочвенными. Дело в том, что на момент демонстрации уже было принято решение отказаться от серийного производства и использования В-12.

Дело в том, что к моменту завершения всех испытаний необходимость в толь массивном транспорте просто отпала — большая часть боеголовок были меньше своих ранних версий и легко перевозились наземным транспортом. Других целей для вертолета, который мог потягаться в размерах с крупными пассажирскими лайнерами, попросту не нашлось.

В конечном итоге оба прототипа В-12 стали музейными экспонатами.