Пройдите в отдел напитков любого ​​супермаркета, и вы окажитесь в окружении рядов ярко окрашенных пластиковых бутылок и металлических банок. Глядя на это многообразие легко сделать вывод, что основная экологическая проблема здесь — переизбыток одноразовых контейнеров: если бы мы просто переработали большую часть, то урон природе от деятельности человека снизился в разы.

На самом деле, по словам инженера-эколога Мичиганского университета Шели Миллер, большинство потребительских товаров, включая безалкогольные напитки, оказывает на окружающую среду более негативное влияние, чем их упаковка.

А когда речь идет, в частности, об одноразовом пластике, производство и утилизация упаковки часто представляет лишь несколько процентов воздействия продукта на окружающую среду в течение всего срока службы, по словам Миллер, автора статьи, которая была опубликована в журнале Environmental Science & Technology.

Ошибочное представление о центральной роли пластиковой упаковки — это один из пяти мифов, которые Миллер пытается развенчать в своей работе.

Пять распространенных заблуждений, а также идеи Миллер о них звучат так:

  • Пластиковая упаковка является самым большим источником воздействия продукта на окружающую среду. На самом деле продукт внутри упаковки обычно оказывает гораздо большее воздействие на окружающую среду.
  • Воздействие пластика на окружающую среду сильнее, чем у любого другого упаковочного материала. Фактически, пластик обычно оказывает меньшее общее воздействие на окружающую среду, чем одноразовое стекло или металл.
  • Многоразовые изделия всегда лучше одноразового пластика. Фактически, многоразовые продукты оказывают меньшее воздействие на окружающую среду только тогда, когда они используются повторно достаточно много раз, чтобы компенсировать материалы и энергию, использованные для их изготовления
  • Переработка и компостирование должны быть наивысшим приоритетом. По правде говоря, экологические выгоды, связанные с переработкой и компостированием, как правило, невелики по сравнению с усилиями по сокращению общего потребления.
  • Усилия, направленные на "нулевые отходы", исключающие использование одноразового пластика, сводят к минимуму воздействие мероприятия на окружающую среду. На самом деле выгода от вывоза мусора со свалки невелика. Сокращение отходов и осознанное потребление, включая тщательное рассмотрение типов и количества потребляемых продуктов, являются гораздо более важными факторами, определяющими воздействие события на окружающую среду.

В своей обзорной статье Миллер бросает вызов убеждениям, не подкрепленным современными научными знаниями, и призывает других ученых-экологов и инженеров расширить дискуссию — в их собственных исследованиях, которые формируют государственную политику.

Миллер подчеркивает, что она не пытается преуменьшить экологические проблемы, связанные с пластиком и пластиковыми отходами. Но чтобы поместить проблему пластиковых отходов в надлежащий контекст, критически важно изучить воздействия на окружающую среду, которые возникают на каждом этапе жизненного цикла продукта — от добычи природных ресурсов и энергии, необходимой для его окончательной утилизации или повторного использования.

Оценка жизненного цикла, или LCA, — это инструмент, который исследователи, такие как Миллер, используют для количественной оценки воздействия на окружающую среду в течение всего срока службы по нескольким категориям, включая изменение климата и использование энергии, истощение воды и ресурсов, потерю биоразнообразия, образование твердых отходов, а также токсичность для человека и окружающей среды.

Потребителям легко сосредоточиться на упаковочных отходах, потому что они видят коробки, бутылки и банки каждый день, в то время как широкий спектр других воздействий на окружающую среду в значительной степени для них незаметен. Но анализ LCA позволяет систематически оценивать всю цепочку поставок, измеряя воздействия, которые в противном случае можно было бы упустить из виду, сказал Миллер.

По ее словам, упакованные пищевые продукты, например, обладают в значительной степени невидимыми воздействиями, которые могут включать интенсивное сельскохозяйственное производство, производство энергии, охлаждение и транспортировку по всей цепочке поставок, а также обработку и производство, связанные с пищевыми продуктами и их упаковкой.

Миллер отмечает, что зашитая поговорка «сокращай, повторно используй, перерабатывай», широко известная как 3R, была создана, чтобы обеспечить легко запоминающуюся иерархию предпочтительных способов уменьшения воздействия на окружающую среду.

Тем не менее, в большинстве сообщений об окружающей среде не подчеркивается неотъемлемая иерархия 3R — тот факт, что сокращение и повторное использование перечисляются перед переработкой. В результате потребители часто переоценивают важность вторичной переработки упаковки вместо того, чтобы максимально сократить потребление продукции и повторно использовать предметы для продления их срока службы.