Если вы из тех людей, кто очень любит изучать историю автомобилистроения (или просто интересуется данной темой), то для вас не станет откровением, что 38% автомобилей в начале 20-го века работали на электричестве, при этом паровые автомобили занимали 40% доли рынка, а автомобили с бензиновым двигателем только начинали свой путь к вершине, занимая оставшиеся 22%. О паровых автомобилях знают многие, но вот о ранних электромобилях вы, скорее всего, никогда не слышали. В этом нет ничего удивительного, ведь они были, бо польшей части, ужасными. Большая часть их проблем таилась в самой концепции, и яркий тому пример — электромобиль Scottish Aviation под названием Scamp.

Упоминание Шотландии и автомобилей в одном предложении заставляет задуматься в адекватности автора. Страна наиболее известна своими озерами, волынками, музыкальной культурой и ликеро-водочными заводами. Но...автомобили? В то время как автомобильный каталог из других стран (например, Германии, Америки, Италии и даже Франции) демонстрирует шведский стол совершенства, список достижений Шотландии тянет, разве что, на меню придорожной шашлычной. Это удивительно, поскольку они внесли свой вклад во многие великие изобретения, такие как телевизор, телефон, МРТ-сканер, одноразовые контакты и даже современные унитазы! Но ни один из их автомобилей не получил известности.

Шотландская автомобильная промышленность практически не существует, но они подарили нам Scamp, один из самых веселых концептов микрокаров с электродвигателем, о которых вы, вероятно, никогда не слышали. Удивительно, но название Scamp не было ссылкой на его способность сбегать с места нарушения ПДД, хотя, в свое время, один журналист отметил его отличное ускорение. Имя было просто сочетанием слов Scottish (от Scottish Aviation) и AMP (для электричества).

Его микроскопические колеса, максимальная скорость 60 км/ч и запас хода в 22,5 километра были достаточно мощными, чтобы другие микроавтомобили, такие как BMW Isetta, Peel P50 и даже могучий Fuldamobile, дрожали от страха! В мечтах конструкторов. На самом деле, настоящей ахиллесовой пятой Scamp была его странная максимальная скорость. Но это был один из первых полностью электрических концептов микроавтомобилей, которые когда-либо видел мир.

Каким-то чудом общественный интерес оставался высоким после того, как они получили известие о том, на что способен Scamp. Автомобильные журналисты, которые управляли одной из 12-ти серийных моделей, отметили впечатляющую маневренность наряду с заявлениями о его быстром ускорении. В какой-то момент компания даже получила поддержку от Центрального совета по электричеству Шотландии, который предложил продавать отважный маленький микроавтомобиль в своих выставочных залах. В то время как маленький, но могучий Scamp выглядел неудержимым, единственное, что стояло на его пути к выходу на открытую дорогу — обязательный тест на пригодность к эксплуатации, проводимый Ассоциацией исследований автомобильной промышленности (MIRA).

Сказать, что это была полная катастрофа — ничего не сказать. Дорожный тест выявил огромное количество дефектов. Если кратко:

  • Повороты вне развала выявили склонность Scamp съезжать с дороги;
  • Контактные пластины передних отбойников изогнуты, что приводит к тому, что передние шины соприкасаются с колесными арками;
  • Передняя часть показала чрезвычайно высокий износ всего через 50 км;
  • Оба передних колеса имели признаки изгиба и коробления;
  • При движении во влажных условиях пол водителя становился влажным;
  • Колено водителя постоянно былось о дверную ручку, а ремень безопасности соскальзывал с плеча;
  • Оба передних колеса прогнулись, из-за чего шины начали сдуваться;
  • После 530 км кузов осел более чем на 1,5 см вместе с передними рессорами.

Это лишь малая часть гораздо более длинного списка комментариев из теста на пригодность к эксплуатации на 1,000 миль (1600 км) MIRA. Грубого вердикта оказалось достаточно, чтобы местный Совет по электричеству закрыл испорченный проект еще до того, как у него появился шанс сдвинуться с мертвой точки.

Несмотря на убийственные новости, Scottish Aviation сохраняла спокойствие и продолжала работу, привлекая легенду гонок Стирлинга Мосса для продвижения своего проекта. Несмотря на его репутацию одного из лучших гонщиков Формулы-1, который никогда не выигрывал чемпионат мира, присутствия Мосса было недостаточно, чтобы вновь вызвать интерес. Только четыре из тринадцати оригинальных Scamp сохранились сегодня — три из них принадлежат музеям, а четвертый находится в частной коллекции.