О знаменитой "Черной смерти", пандемии, которая почти три века терзала Европу и Англию, уничтожая население целых городов, мы уже ранее писали в нашем материале, посвященном самым страшным эпидемиям в истории человечества. Именно в пламени пожаров и смраде мёртвых тел появились те самые чумные доктора – непрофессиональные врачеватели, которых большинство считало шарлатанами, кем они чаще всего и являлись. Но давайте обо всё по порядку.

Официальным началом эпидемии бубонной чумы в Европе считается 1346 год, а её окончанием 1666. Той самой "черной смертью" именуется пик заражения длившийся с 1346 по 1353 год. Царившая повсеместно антисанитария и общий низкий уровень медицины в 14-ом веке привели к тому, что чума распространялась с невероятной скоростью. Классическая медицина могла лишь облегчить симптомы, сделав неминуемую смерть пациентов менее болезненной. Большинство людей быстро утратили веру в докторов и ударялись в религию в надежде на небесное чудо, которого тоже не происходило. И вот, в разгар смертельной эпидемии, в пору отчаянья, на исходе Черной смерти на сцену выходят чумные доктора.

Изначально чумными докторами становились разочаровавшиеся в классической медицине специалисты и студенты, забрасывающие обучение ввиду очевидности бессилия современной науки перед новой угрозой. Основную ставку они делали на свои собственные познания и предположения о природе чумы. В большинстве случаев лечение чумных докторов было не сильно эффективнее классической медицины, однако доверие людей к ним было значительно выше. Вполне возможно, что не последнюю роль в этом сыграл их внешний вид.

Изобретение классической униформы приписывается французскому врачу Шарлю де Лорму (1584-1678гг). Но многие ставят этот факт под сомнение, так как в 1630-х годах защитное облачение такого типа применялось независимо по всей Европе, не говоря уже о чумных докторах, принявших на себя первый удар Черной смерти. Именно последние на своём горьком опыте смогли найти наилучший вариант защиты.

Костюм чумного доктора, несмотря на столь мистический внешний вид, был сконструирован прежде всего с расчетом на то, чтобы максимально защищать владельца от паров «дурного воздуха», который все считали основным носителем смертельного недуга. Одежда была лишена декоративных элементов, и даже трость являлась вполне функциональной его частью. Основными материалами для костюма выступали кожа и промасленная холщовая ткань. Обязательным считалось ношение плотных перчаток и маски, полностью закрывающей лицо и голову доктора.

Керамические маски приобрели широкое распространение ближе к концу эпидемии в 1656 году в Италии. Собственно, благодаря итальянским чумным докторам этот образ стал столь знаменит. Несмотря на кажущуюся театральность и излишнюю мрачность, наличие длинного носа было практически обосновано. В него помещалась смесь специй, состоящая из амфоры, мяты, гвоздики и мирры. Иногда в нос вкладывали тряпку, пропитанную уксусом. Это позволяло чумным докторам не испытывать дискомфорта как от запаха больных, так и от смрада, источаемого горами гниющих трупов. В некоторых случаях содержимое маски поджигалось. Считалось, что в таком состоянии смесь, содержащаяся в маске, не только защищала своего носителя, но и дезинфицировала всё, что его окружало.

Ещё одним непременным атрибутом чумного доктора являлась тонкая, длинная трость. Её можно считать одним из основных рабочих инструментов этого спасителя от Черной смерти. С помощью трости доктора отдавали приказы своим помощникам, больным и окружающим людям. Они использовали её для отталкивания подходящих слишком близко людей, что многими воспринималось как жест пренебрежения, хотя практическая польза от этого тоже была.

Вполне резонно полагать, что именно трость чумного доктора спасла больше всего жизней. Зачастую грамотные действия по изоляции больных от здоровых с последующим жёстким соблюдением границ "запретной зоны" позволяло свести на нет новые случаи заражения. Ровно, как и быстрое избавление от трупов путём их сожжения. Крысам и другим паразитам не оставалось пищи, а ведь именно благодаря "братьям нашим меньшим" болезнь столь быстро распространялась.

Как уже говорилось выше, свой привычный современному человеку внешний вид костюм обрёл уже ближе к концу пандемии, когда болезнь бесчинствовала в Италии. В те годы смерть унесла около полумиллиона жизней в Неаполе и Риме. Защитное облачение стало обязательным атрибутом для всех медиков, при этом к его ношению обязывал специальный договор, который каждый доктор заключал с муниципальными советами городов. Также, начиная с 1656 года, лечение чумных докторов, которое ранее носило весьма спорный и жестокий характер, стало более эффективным. Эскулапы начали активно обмениваться опытом и составляли полноценные методики, благодаря которым было спасено множество жизней.

Постепенно внешний вид чумных докторов, внушавших тревогу и суеверный ужас, перестал вызывать у людей панику, сделав их символом надежды. Во многом этому способствовали жители Венеции, которым образ чумного доктора полюбился на столько, что и по сей день на Венецианском карнавале можно встретить множество людей в черном, плотном облачении, с длинными тростями и в керамической маске с клювом.