Компания Mazda на Токийском автосалоне анонсировала Skyactiv-X — первый в мире бензиновый двигатель, который использует принцип воспламенения топлива, характерный для дизельных силовых агрегатов, то есть от сжатия.

Кстати, традиционная искра для этого также может использоваться, однако отличие системы Spark-Controlled Compression Ignition состоит в том, что двигатель может переключаться между сжатием и искровым зажиганием, в зависимости от нагрузки.

Skyactiv-X также использует новую сплитсистему впрыска топлива и датчик давления в цилиндре, чтобы сгорание топлива было стабильным. Двигатель  контролирует распределение воздушно-топливной смеси таким образом, чтобы воспламенение от сжатия происходило на обедненной воздушно-топливной смеси. В результате сжатия такая смесь распределяется по всей камере сгорания.

В случае большой загрузки система впрыска создает зону более богатой воздушно-топливной смеси — достаточно богатой для того, смесь зажигалась от искры и сводилось к минимуму образование закиси азота в свечах зажигания. Используя эти методы, система обеспечивает стабильное сжигание топлива.

В результате, 2.0-литровый Skyactiv-Х, обеспечивает до 30% больше крутящего момента, более острую приемистость, и 20-процентное улучшение в экономии топлива по сравнению с текущим 2.0-литровым бензиновым двигателем Mazda.

В компании отмечают, что при движении на низких скоростях Skyactiv-Х может демонстрировать еще лучший расход топлива, благодаря своей способности работать на суперобедненной топливной смеси.

Таким образом Skyactiv-X обещает лучшее из обоих миров: эффективность дизеля с выбросами и управляемостью бензина. Двигатель дебютирует на Mazda 3 2020 модельного года. Автомобиль, который презентуют в 2019 году, будет выглядеть примерно вот так:

Если все получится, эта технология может помочь двигателям внутреннего сгорания оставаться актуальными даже при все более жестких нормах по выбросам и экономичности.