Если вы интерисовались чем-то, что связано с автомобилями глубже, чем изучение карты в поисках подходящего сервиса, то неверняка ловили себя на мысли: а шины Michelin и звезды у дорогих ресторанов как-то связаны? Быстрый ответ — да, и связь довольно прямая.

История происхождения рейтинговой системы Michelin Star проста, но интересна. Рестораны, в которые вами ходите каждый день, обычно оцениваются по пятизвездочной системе. Однако заведения высокой кухни часто оцениваются по системе звезд Мишлен, по которой можно присудить максимум три звезды. Эта награда существует уже более века и имеет очень своеобразную историю происхождения.

Рейтинг Michelin Star был детищем Андре и Эдуара Мишлен — да, тех самых французских братьев, которые основали всемирно известный бренд шин. И теперь у вас есть повод посмеиваться над людьми, которые высоко ценят трапезы в таких ресторанах. Дело в том, что вся система оценки заведений была масштабной реламной компанией для продвижения автомобильных шин, до того как понятие "рекламная компания" вообще появилось.

Все началось с "Michelin Guide" (гид Мишлен), который был напечатан в 1900 году и на самом деле имел мало общего с изысканной кухней и всем, что было связано с автомобилями. Первым автомобилем, когда-либо созданным или, по крайней мере, первым, который был запатентован, был трехколесный Benz model №. 1 Карла Бенца, появившейся в конце 19 века. Таким образом, цель гида Мишлен заключалась в том, чтобы просто вызвать интерес к автомобилям и шинам, которые неприменно скоро всем понадобятся. Для понимания: в то время на французских дорогах было всего несколько сотен автомобилей.

В первом путеводителе Мишлен вообще не было никакой рейтинговой системы для ресторанов. Фактически, первый тираж в 35 000 экземпляров содержал карты (включая списки ресторанов, отелей и механиков на популярных маршрутах) вместе с инструкциями по ремонту и замене шин — и распространялся бесплатно. Хотя он действительно включал информацию о ресторанах, первый тираж был создан для того, чтобы продемонстрировать удобства, доступные на открытой дороге, и побудить читателей покупать автомобили.

Фактический рейтинг Michelin Star появился только в 1920-х годах, после окончания Первой мировой войны. Братья Мишлен хотели улучшить первую версию, сделав все наполнение более подробным, но отказавшись от рекламы; поэтому они начали продавать свой каталог. Первые звезды Мишлен были вручены в 1926 году.

Гид Мишлен во втором издании был ограничен только ресторанами во Франции, которым можно было присудить только одну звезду. Раньше наличие звезды Мишлен просто означало, что ваш ресторан был "заведением высокой кухни". Только в 1931 году система расширилась с одной до трех звезд. После того, как он хорошо зарекомендовал себя во Франции, путеводитель взял еще один перерыв в ходе Второй мировой войны.

Удивительно, но рейтинговая система не была известна за приделами Европы до начала 2000-х годов. Придя в Америку, каталог сосредоточился исключительно на ресторанах высокой кухни в Нью-Йорке, но в конечном итоге распространился на рестораны по всей стране. Сейчас система звезд Мишлен признается в 37 странах мира в Европе, Азии, Северной и Южной Америке.