1. Большой Адронный Коллайдер

Первое место в нашем рейтинге занимает Большой Адронный Коллайдер — ускоритель заряженных частиц, разгоняющий протоны и ионы. Он выглядит как огромное бетонированное кольцо протяженностью 27 километров, захороненное на глубине 100 метров.

Коллайдер построен в CERN (Европейском центр ядерных исследований) недалеко от Женевы, на границе Швейцарии и Франции. Ускоритель является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В его строительстве и обслуживании участвовали более 10 тысяч ученых и инженеров. Еще бы — ведь нужно было придумать, как на скорости, близкой к скорости света, столкнуть тяжелые частицы!

Пришлось создать кольцо из почти 1000 сверхпроводящих магнитов, охлажденных до —271°С. Кстати, чтобы поддерживать эту температуру, коллайдеру требуется 600 ГВт энергии в год.

2. Hughes Glomar Explorer

Огромное судно с уникальной подъемной системой было построено в США в разгар холодной войны — в 1972 году. И всего лишь для одной-единственной цели! Это чудо техники должно было поднять советскую подлодку К-129, затонувшую в 1968 году в Тихом океане. ЦРУ представило операцию как геологоразведочную. Известный авантюрист и миллиардер Говард Хьюз даже пожертвовал кораблю свое имя.

Корабль представлял собой однопалубное двухвинтовое судно. В его центре находился «бассейн»  размером 60,65 × 22,5 × 19,8 метров. Над ним находилась стационарная вышка и две подвижные колонны. Hughes Glomar Explorer имел сверхмощный механизм, который мог поднимать груз до 4250 тонн со скоростью 1,8 метров в минуту. Широкая палуба придавала судну устойчивость, ведь речь шла о подъеме подлодки с ядерными боеголовками с глубины 5 тыс. метров.

Проект стал одним из самых сложных и дорогостоящих за все годы холодной войны. Он обошелся американской казне в  $1,5 млрд, а сама операция по подъему длилась шесть лет.  Интересно, что никаких секретов на подлодке так и не нашли. Само же судно-подъемник в 2005 году было утилизировано в Китае.

3. Антонов Ан-225 «Мрия»

Третье место придется отдать самому большому воздушному судну в мире, о котором мы уже писали. Ан-225 «Мрия». Он был разработан в Советском Союзе для перевозки ракет-носителей «Буран» и ракетных ускорителей для «Энергии».

В 1988 году самолет выполнил все задания, связанные с космической программой. После распада СССР в начале 1990-х это чудо авиастроения более 80 метров в длину, размахом крыльев под 90 метров, способное брать на борт 254 тонны груза, отошло Украине.

4. Trinity

Тысячи лет человечество строило мосты. Сегодня современные достижения науки и технологии позволяют делать это на фантастическом уровне. Например, для создания моста Mersey Gateway в который распростерся над  рекой Мерси и Манчестерским судоходным каналом в Чешире, Великобритания, использовалась уникальная система выдвижных лесов — MSS Trinity.

Устройство было спроектировано специально для проекта. И оно стало крупнейшим в Европе. Его длина составила 80 метров, что гораздо длиннее традиционной машины.

Напомним, что возведение мостов требует размещения бетонных панелей, которые зачастую надо размещать за пределами площадки, поэтому иногда приходится применять систему подвижных лесов, которые действуют как гигантские формы.

В 2017 году уникальное устройство было разобрано на тысячи частей и десятки тысяч болтов. Роскошная трасса длиной 9 км и мост длиной полтора километра были построены, уникальному устройству пришел конец, оно было одноразовым.

5. Гусеничные транспортеры NASA

Наш список будет не полным без машин, используемых в космической сфере, например, таких, как грузовики-транспортеры NASA CT-1 и CT-2. Эти машины создавались Marion Shovel в Огайо в 1965 году для нужд космического агентства и на тот момент являлись самым большим самоходным транспортом в мире. Разработчики дали им неформальные имена «Ханс» и «Франц». Каждый из них обошелся в $14 млн.

CT-1 и CT-2 весят по 2400 тонн и представляют из себя платформу на четырех тележках, снабженных двумя гусеницами. Последние состоят из 57 звеньев, весом 900 кг каждое. Уникальная гидравлическая система удерживает платформу в горизонтальном положении. Длина монстра — 40 м, ширина — 35 м.

Транспортер может перевозить грузы весом до 6 тыс. тонн. Еще бы, ведь «Ханса» и «Франца» изготовили для перевозки космических кораблей, создававшихся по программе Apollo. Требовалось перемещать и шаттлы на расстояние 4,2 км от Космического центра им. Кеннеди до космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Максимальная скорость транспортеров составляет 1,6 км/ч в загруженном состоянии, а передвигаются «Ханс» и «Франц» с помощью 16 тяговых электродвигателей, которые заряжаются электроэнергией от четырех генераторов мощностью 1000 кВт каждый.

Хорошая новость состоит в том, что старичков пока не отправили не свалку.

6. «Берта»

Первая женщина-мэр Сиэтла Берта Лэндс решила резать, не дожидаясь перитонита. Именно она предложила выкопать туннель длиной 3 км в центре города, чтобы заменить им обветшавшую магистраль. Для реализации этого дерзкого плана в Японии была заказана крупнейшая в мире туннельная расточная машина. Ее назвали... Берта. В честь мэра.

Это устройство было похоже на гигантского червяка из фильма ужасов: буровая головка высотой с пятиэтажный дом (ее диаметр 17,45 метра), «тело» «Берты» имело длину 100 метров и весило 8 тыс. тонн.

Проходческий щит (металлическая конструкция, удерживающая породу) весил как Эйфелева башня, а электроэнергии, которая тратилась на работу машины, хватило бы для освещения 30-тысячного города. Тяга «Берты» составляла 44 тыс. тонн, что достаточно для отправки на орбиту 13 шаттлов.

Четыре года настойчивая машина в буквальном смысле слова грызла почву под Сиэтлом и в 2017 году туннель заработал. «Берту» же разобрали на части.

7. Отто и Лоре

Когда было принято решение разместить крупнейший в мире наземный комплекс радиотелескопов Atacama Large Millimeter Array на чилийском плато на высоте в 5 тыс. метров над уровнем моря, корпорация Scheurerle пришлось создать необычные транспортеры Отто и Лоре. Они были специально разработаны для перевозки большого количества частей Atacama на ту самую высоту.

Каждая машина весит 130 тонн и имеет 28 колес, оснащена дизельным двигателем мощностью 700 л.с. Выглядят эти монстры очень внушительно:  20 метров длиной, шириной 10 метров и высотой 6 метров. Правда, гоночными машинами их не назовешь — максимальная скорость с грузом, которую может развить этот транспортер, всего 11 км/ч.